Понятия со словосочетанием «угловая башня»

Связанные понятия

Пря́сло — в русском оборонительном зодчестве участок крепостной стены между двумя башнями. То же, что и куртина в европейской терминологии.
Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.
Четвери́к — четырёхгранный (четырёхугольный в плане) объём в русской деревянной и каменной архитектуре.
Тэнсю (яп. 天守,殿主,殿守,天主, «защитник Небес», «властитель», «господин-защитник», «владыка Неба») или (более поздний вариант) тэнсюкаку (яп. 天守閣, «башня Тэнсю») — главная башня в центральной части японского замка второй половины XVI—XIX веков. Соответствует европейскому понятию донжон. В военное время служила командным центром и последним рубежом обороны замка, а в мирное — символизировал величие его хозяина.
Донжо́н (фр. donjon «господская <башня>» от ср.лат. dominionus) — главная башня в европейских феодальных замках.
Подклет, подклеть, подызбица — устаревшее название, которое использовалось по отношению к нежилому (цокольному) этажу жилой деревянной или каменной постройки или по отношению к нижнему ярусу зданий христианских церквей.
Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Подробнее: Конха
Те́рем — жилой верхний ярус древнерусских хором или палат, расположенный над горницей и подклетом. Мог ставиться отдельно от основного корпуса дома, на подклете, над воротами и т. д., соединялся с ним сенями — крытым переходом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.
Сень (старослав. сѣнь) — элемент архитектуры шатрообразной формы или в виде балдахина или навеса. Также шатёр, навес на столбах или колоннах, возводившийся над алтарём, троном, колодцем или завершавший башню.
Барбака́н (по-русски отводна́я стре́льница) — фортификационное сооружение, предназначенное для дополнительной защиты входа в крепость.
Клуа́тр (фр. cloître, от лат. claustrum, закрытое место; итал. chiostro, англ. cloister, нем. Kreuzgang) — типичная для романской, византийской и готической архитектуры крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор-колодец или внутренний сад монастыря или крупной церкви. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.
Псковская крепость — оборонительное сооружение Пскова, ядром которого является Кром (Псковский Кремль).
Му́тул (лат. mutulus) — плоский наклонный выступ под выносной плитой карниза в дорическом ордере, прототипом которого были, по-видимому, стропила двухскатной крыши в древнегреческой деревянной архитектуре.
Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.
Сванская башня (груз. სვანური კოშკი сванури кошки) — крепостное оборонное сооружение в форме четырехгранной башни, типичное для Сванетии, исторической горной области на северо-западе Грузии. Построенные в VIII — XVIII века, эти родовые сооружения использовались одновременно как жилье и как сторожевые посты для защиты от частых вторжений.
Кордегардия (от фр. corps de garde) — помещение для караула, охраняющего крепостные ворота. Является разновидностью фортификационных сооружений.
Крепостна́я стена́, Оборонительная стена — элемент фортификационного сооружения.
Сигнатурка (от лат. signo — указываю, обозначаю) — малая храмовая башня (в основном католических храмов), на которой обычно содержится наименьший из колоколов, который также называется сигнатуркою. Сигнатурка в основном расположена на пересечении трансепта с нефом (в больших храмах) или над пресвитерием (в меньших храмах). Сигнатурка в архитектуре появляется во времена средневековья. Внутри сигнатурки обычно помещены основополагающие документы святыни для будущих поколений.
Трансе́пт (от позднелат. transeptum из лат. trans «за» и лат. septum «ограда») — поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания.
Часова́я ба́шня — башня, на которой размещены часы — куранты с одним или несколькими циферблатами. Может быть колокольней (например, Часовая башня в Выборге), оборонительным сооружением (например, Спасская башня), либо частью здания общественного назначения — такого, как ратуша, парламент или вокзал (например, Часовая башня Святого Марка, Биг-Бен, Торре Роньоза).

Подробнее: Высочайшие часовые башни
Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре...
Контрфо́рс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору, связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к основанию.
Рундук — в русском деревянном зодчестве площадка крыльца, пристроенного к дому; мощёное возвышение, а также сень, навес над таким крыльцом.
Лантерна (итал. lanterna — «лампа», «светильник») — небольшая башенка на куполе церкви или собора, через которую походит свет. Зачастую преставляет собой башенку с остеклением, площадь которого превышает площадь башенки.
Трифо́рий (от лат. tri — «три» и foris — «дверь, вход») — в романской и готической церковных архитектурах узкая невысокая галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.
Орудийная башня, также турель (фр. Tourelle — башенка) — выступающая вверх от стены или крыши башенка, характерный элемент средневекового замка. Часто пристраивалась методом ложного свода к углу бастиона, крепостной башни. Из турелей вели оборонительный обстрел прилегающей стены в дни военной осады. С исчезновением военной необходимости турели остались декоративным элементом (например, в стиле шотландских баронов).
Бифо́рий (лат. biforis — двусторонний, на две стороны) — арочное окно или проём, разделённый колонкой или столбиком на две части.
Стилобат (др.-греч. στυλοβάτης, от др.-греч. στῦλος — «столб, подпора, колонна» + др.-греч. βᾰτίς — «шиповатый скат») — верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата.
Это статья об архитектурной форме. См. также ШатёрШатёр — архитектурная форма в виде многогранной (чаще всего восьмигранной) пирамиды, служащая для завершения архитектурного сооружения. Шатрами завершали храмы, колокольни, башни и крыльца. Шатры бывают деревянные и каменные (кирпичные).

Подробнее: Шатёр (архитектура)
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.
Трифора (итал. Trifora) — тип окна, вертикально разделённого на три проёма двумя колоннами или пилястрами, на которые опираются три арки, закруглённые или острые. Иногда трифору обрамляют общей (четвёртой) аркой, которую декорируют круглым окошком, гербом, другими элементами декора.
Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.
Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест.
Бастионная система укреплений — система фортификационных сооружений, пришедшая на смену средневековой фортификации. Бастионная система представляет собой земляной вал (куртину) с бастионами и равелинами, часто дополняющийся рвом (с водой или сухим). При взгляде сверху бастионная система имеет звездообразную форму.
Семиверхая (Семишатровая, Алексеевская) башня — несохранившаяся башня Белгородской стены (архитектор Ф. С. Конь, 1585—1591 годы), которая выделялась среди остальных своим архитектурным решением. Она была семишатровой (семиверхая). Была расположена на территории современного Храма Христа Спасителя. Эта башня также называлась и Алексеевской — по стоявшему рядом Алексеевскому монастырю.
Бастио́н (итал. bastionato — всякая выступающая постройка) — пятистороннее долговременное укрепление, возводившееся на углах крепостной ограды. Представляет собой люнет с двумя фасами (передними сторонами), двумя фланками (боковыми сторонами) и открытой горжей (тыльной стороной).
А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.
Люка́рна (фр. lucarne, от лат. lux «свет»), или дóрмер — оконный проём в скате крыши, обычно чердачной, или куполе, с вертикальной рамой, закрытой по бокам и сверху. Рама оконного проёма стоит обычно в той же плоскости, что и стена фасада, и нередко продолжает стену фасада или располагается в параллельной ей плоскости. Люкарна, помимо утилитарных функций, имеет декоративное значение и снаружи обычно украшается наличниками, лепными обрамлениями и другими декоративными элементами.
Траве́я (фр. travée — пролет, ряд, лат. trabs — балка, деревянная кровля, пролёт) — структурная секция внутреннего пространства нефа в некоторых христианских храмах. Травеи в основном свойственны храмам, построенным в готическом стиле (в которых система травей формирует большую часть внутреннего пространства); также встречаются в храмах, построенных в романском стиле. Как правило имеет прямоугольную форму, ограниченную четырьмя (шестью) устоями, на которые опираются пяты арок, таким образом нервюры...
Ги́рька — фигурная архитектурная деталь, главным образом в виде опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой для двух малых декоративных арочек, обычно расположенных под объединяющей их большой аркой. Гирька широко использовались в русской архитектуре XVI—XVII веков в декоре ворот, крылец, оконных проёмов.
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола. Впервые апсиды появились...
Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви. Квадратная (реже круглая) в основании колокольня, стоящая отдельно от основного здания храма, в западноевропейской архитектуре часто называется итальянским словом «кампанила».
Равели́н (фр. ravelin, от лат. ravelere «отделять») — вспомогательное фортификационное сооружение, обычно треугольной формы, которое помещалось перед крепостным рвом между бастионами.
Закома́ра (от др. русского комара — свод) — в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Машикули́ (фр. machicoulis, от средневекового фр. mache-col, «бить в голову») — навесные бойницы, расположенные в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные главным образом для вертикального обстрела штурмующего стены противника стрелами или ручным огнестрельным оружием, сбрасывания камней, выливания кипятка и смолы. В русском крепостном зодчестве употреблялись термины: «бойницы косого боя», «навесной бой», «навесные стрельницы», «варницы» и, соответственно, «варовый бой» (от вар, варёная...
Крепостна́я ба́шня — оборонительная постройка, составная часть крепостных оград (стен) в древние и Средние века.
Бой, в крепостной русской архитектуре — горизонтальный ярус (старинные прясла, ярусы, ряды бойниц, амбразур) боевой башни или стены с бойницами и бойничными камерами для артиллерийских орудий (печурами).
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я